Болгария » О стране » История - 20 веков на одной странице » Главы болгарской истории 
Strana.su
Главы болгарской истории

Легенда о возникновении Болгарии

Легенда повествует, что, когда Господь Бог решил разделить между народами мир, все народы присутствовали при этом, за исключением болгар, которые в это время допоздна работали в поле. Все уже было распределено, но Всевышний, оценив их усердие, подарил им этот райский кусочек земли, этот рог изобилия, находящийся в сердце Балканского полуострова, с тех пор и поныне именуемый Болгарией. Находясь на перекрестке европейских и азиатских амбиций, а также на больших дорогах, по которым в течение веков приливами и отливами шли разные народы, Болгария черпает силы и обогащает себя от своих многочисленных родников. Семь цивилизаций населяли эти места: фракийцы, славяне, византийцы, протоболгары, римляне, турки и болгары. И каждая из этих цивилизаций наложила свой глубокий отпечаток.

Создание алфавита и принятие христианства

Царь Борис Первый (852 - 889 гг.) правил Болгарией в период важнейших событий. Одно из них - создание славянского алфавита в 863 году солунскими священнослужителями, святыми братьями Кириллом и Мефодием. Кирилло-мефодиевское наследие оказало огромное воздействие на культуру славянских государств: Болгарии (а через её посредство - Руси и Сербии), Чехии, Хорватии (в последней, вплоть до новейшего времени, сохранялась глаголическая письменная традиция). Культ Кирилла и Мефодия получил широкое распространение во всех странах, как православных, так и католических (братья были канонизированы вскоре после их смерти). Установленный церковью день памяти Кирилла и Мефодия (24 мая) в Болгарии был превращен впоследствии в праздник национального образования и культуры; отмечается с 1985 года и в России, с 1992 – как государственный праздник.

В 865 году Борис I (852-889) принял христианство, после чего христианство было объявлено государственной религией.

Жизнь свв. братьев достойна отдельного рассмотрения.

Просветители славян, создатели славянской азбуки, Кирилл (светское имя Константин; ок. 827-14.2.869) и Мефодий (светское имя неизвестно; ок. 815-6.4.885) - греки, братья, уроженцы города Солунь (Фессалоники), в окрестностях которого обитало многочисленное славянское население, чей язык знали многие из горожан. Кирилл и Мефодий происходили из семьи византийского военачальника. Мефодий в молодости сделал военно-административную карьеру, в течение длительного времени управлял византийской архонтией (княжеством) со славянским населением.  Около 852 г. принял монашеский постриг, позднее стал игуменом монастыря Полихрон на вифинском Олимпе (Малая Азия).
Кирилл с юных лет отличался тягой к наукам и исключительными филологическими способностями. Получил образование в Константинополе у крупнейших учёных своего времени - Льва Грамматика и Фотия (будущего патриарха). После обучения принял сан священника, исполнял обязанности библиотекаря, по другой версии - скефофилакса (сосудохранителя) собора Святой Софии в Константинополе и преподавал философию. В 851-52 гг. в составе посольства асикрета Георгия прибыл ко двору арабского халифа Муттавакиля, где вёл богословские споры с мусульманскими учёными.

После возвращения в Константинополь удалился в монастырь к брату. После хазарской миссии и особенно в годы миссии в Великую Моравию (863-66 гг.), куда Кирилл и Мефодий были посланы византийским императором по просьбе моравского князя Ростислава (Растицы), стремившегося ограничить влияние в стране немецкого духовенства и предложившего прислать в Моравию епископа и проповедников, которые могли бы излагать христианское учение на понятном славянам языке, - братья работали над переводом книг Священного Писания на славянский язык, положив в его основу восточно-болгарские диалекты, и над созданием особой азбуки для своих текстов — глаголицы. Подобный опыт создания новой азбуки и перевода Священного Писания не имел прецедента в Европе IX в.

Во время моравской миссии Кирилл и Мефодий с помощниками перевели весь чин церковного богослужения и подготовили священнослужителей, которые могли совершать богослужение по-славянски. Опыт Великой Моравии получил распространение и в соседнем Блатенском княжестве (Западная Венгрия), князь которого Коцел предоставил братьям 50 учеников для наставления в славянском богослужении. Практика богослужения на доступном народу языке противоречила практике, принятой латинским духовенством, которое обвиняло учителей в неправоверии.

Наибольшей остроты полемика достигла на синоде в Венеции, куда Кирилл и Мефодий прибыли для рукоположения их учеников градским патриархом. После диспута в Венеции по приглашению папы Николая I братья прибыли в Рим с мощами мученика Климента. Их приезд вызвал торжественную встречу. Новый папа Адриан II (избранный в 867 г.) освятил славянские книги и приказал служить над ними литургию в главных храмах города. Ученики Кирилла и Мефодия были рукоположены кардиналами Формозой и Гаудерихом. Вскоре после этого Кирилл умер и был похоронен в Риме в церкви Сан-Клементе, Мефодий был поставлен архиепископом восстановленного Сирмийского диоцеза (епархиального округа), в состав которого входили Великоморавское и Блатенское княжества. За время пребывания на архиепископской кафедре (870-85 гг.) Мефодий завершил перевод всего корпуса библейских книг, перевёл богослужебные, агиографические, гомилетические (поучительные) и канонические тексты (древнейший Номоканон); с его деятельностью связывается создание церковно-юридической компиляции «Закон судный людем» в краткой редакции, его перу исследователи приписывают анонимную гомилию (проповедь) «Владыкам земли слово Господне велит».

Вскоре после поставления в архиепископы, в том же 870 г., когда Великая Моравия была завоёвана Восточно-франкским королевством, Мефодий был обвинён немецкими епископами в незаконном захвате областей, подчинённых в церковном отношении баварскому духовенству, и заключён с ближайшими учениками в монастыре в Южной Германии. Лишь благодаря ходатайству князя Коцела и заступничеству папы Мефодий был освобождён из заточения, и ему была возвращена кафедра. Но при преемнике Ростислава, его племяннике Святополке, Мефодий не имел столь надёжной опоры в лице князя. Святополк и его окружение стремились к равноправию с соседними германскими владетелями и тяготились строгостью церковных норм, неукоснительного исполнения которых требовал Мефодий. В этих условиях князь рассматривал возглавляемую Мефодием церковную организацию как обузу и добился назначения в своё княжество в качестве епископа Нитры и викария Мефодия противника славянского богослужения Вихинга. Политика пап Адриана II и Иоанна VIII в отношении кирилло-мефодиевской миссии и осуществлявшейся братьями богослужебной практики не отличалась последовательностью: даже признавая деятельность Мефодия правоверной и канонической, они не применяли санкций против его немецких противников. После смерти Мефодия (похоронен в кафедральном соборе в столице Великой Моравии Велеграде) его ученики были изгнаны из Великой Моравии и нашли прибежище в соседних странах, в первую очередь в Болгарии, где и продолжили деятельность свв. Кирилла и Мефодия.

Прекрасную статью по истории кириллицы можно прочитать на http://www.gramota.ru/mag_arch.html?id=118

Апрельское восстание 1876 года и Освободительная русско-турецкая война (1877-1878 гг.)

Турецкое иго (1396 - 1878 гг.) является самым мрачным периодом в болгарской истории. Политическое порабощение сочеталось с религиозным нажимом: была уничтожена болгарская патриархия, оставшиеся церкви были вынуждены подчинятся греческому верховенству, разрушены были монастыри и культурные памятники.

Благодаря активной деятельности революционеров Георгия Раковского, Василия Левского, Любена Каравелова были созданы подпольные комитеты по всей стране для подготовки вооруженного восстания. 20 апреля 1876 года в городе Копривщица грянули первые выстрелы. Восстали многие районы страны. Но силы были неравны. Регулярная турецкая армия, сопровождаемая башибузуками (наемники, набираемые у местного исламского населения), разгромила плохо вооруженных и слабо обученных повстанцев. Десятки городов и сел были сожжены и разграблены. В городе Ваток повстанцы и все жители были заперты в церкви и безжалостно вырезаны. Поэт и революционер Христо Ботев во главе вооруженного отряда, перешел Дунай, чтобы помочь общей борьбе, но 20 мая 1876 года в горах его отряд был разбит, а сам он погиб от вражеской пули.

Жестокость, с которой было подавлено восстание, взбудоражила всю Европу. Гарибальди, Достоевский, Тургенев, Оскар Уайлд, Гладстон откликнулись на страдания болгарского народа.

В августе 1876 года во французской парламентской газете Виктор Гюго написал: «Необходимо привлечь внимание европейских правительств к одному факту, одному совершенно небольшому факту, который правительства даже не замечают... Подвергнут истреблению целый народ. Где? в Европе... Будет ли положен конец мучению этого маленького героического народа?»

Поражение Апрельского восстания показало, что Болгария не сможет освободиться своими силами. Представители великих держав, собравшиеся на конференцию в Константинополе, потребовали от турецкого султана предоставить Болгарии самоуправление и гарантировать населению этой страны гражданские права. Султан отказался подчиниться этим требованиям. В условиях противоречий между силами, пользуясь благоприятным моментом, русский император, чей престиж на Балканах тогда шел на спад, взял на себя ответственность действовать в одиночку. Россия объявила войну Турции в апреле 1877 года. Русская армия перешла Дунай и начала военные действия на территории Болгарии. Была осажена важная военная крепость Плевна. У вершины Шипка вместе с болгарскими ополченцами были отражены атаки армии Османа (Сулеймана) паши, спешащей на помощь Плевне.

Штурм и осада Плевны стали центральным событием русско-турецкой войны за свободу Болгарии. Более того, именно Плевна как дала России героев солдат и генералов, так и стала одной из самых трагических страниц русской военной истории. Осада крепости началась еще в июле 1877 г. К августу стянутые под стены Плевны русские войска насчитывали 90 тыс. человек с 424 легкими и 20 осадными орудиями. В крепости им противостояли 35 тыс. турок под командованием Османа-паши, располагавшие 70 орудиями. Артиллерийский бомбардировка Плевны не давала серьезных результатов из-за малого калибра русских орудий. Трижды 20 июля, 30 июля и 11 сентября наши войска предпринимали наступления, но были вынуждены отступить, понеся огромные потери. Во время последнего штурма молодой русский генерал Михаил Дмитриевич Скобелев добился успеха, однако не смог закрепить его из-за недостаточной поддержки, оказанной соратниками.

С началом осени осаду возглавил инженер-генерал Эдуард Иванович Тотлебен, герой обороны Севастополя, после чего действия русской армии приобрели четкий и планомерный характер. Не предпринимая более массированных атак, русское командование делало ставку на изматывание противника. Видя безнадежность своего положения, Осман-паша, у которого к тому времени закончился провиант, 9 декабря предпринял последнюю попытку прорыва, но потерпел неудачу и был ранен. 10 декабря после решающего ожесточенного штурма Плевна капитулировала. За эти два дня было перебито до 6000 турок, атаковавших густыми массами, захвачено 7 знамен и 88 орудий. На милость победителя сдалось 10 пашей, 128 штаб- и 2000 обер-офицеров, 41 200 нижних чинов

А зимой 1877- 1878 гг. русские войска перешли в наступление и начали вытеснять врага вплоть до Едирне и недалеко от Константинополя (Стамбула).

3 марта 1878 года был заключен Сан Стефанский мирный договор. Он воскресил Болгарию, придав в ее владение сегодняшние Македонию, восточную и западную Фракию.

Более подробный и разносторонний рассказ о 4х штурмах Плевны можно прочитать здесь: http://www.rusk.ru/st.php?idar=322619

О роли "белого генерала" М. Д. Скобелева в освобождении Болгарии прекрасно рассказано в книге Б. А. Костина (здесь глава конкретно о Плевне - http://militera.lib.ru/bio/kostin/10.html), в сети выложенной на портале "Военная литература" http://militera.lib.ru/

 

Главная
Проект "Болгария для Всех", 2006 Всe содержание и графика данного сайта защищены российским законодательством о защите авторских прав и международными соглашениями. Любое копирование авторских текстов запрещено. Пожалуйста, получите у нас соответствующее разрешение на публикацию. Категорически запрещено копировать html-код данного сайта, а также брать его за основу и переделывать для своих целей. Дизайн, программные решения и код также защищены авторским правом.Проект разработан и поддерживается студией 'PRO-IT'

Counters