Болгария » О стране » Культура 
Strana.su
Культура

С культурой Болгарии доисторических времен можно познакомиться в основном через собрания Археологического и Национального исторического музеев в Софии, а также ряда музеев городов Пловдив, Стара-Загора, Нова-Загора, Варна, Русе, Велико-Тырново, Разград, Видин, Бургас. Особый интерес вызывают находки из раскопок Карановского кургана на месте древнего поселения в районе города Нова Загора, а также удивительные наскальные рисунки в пещере Магура у с. Рабиша. Остатки культуры эпохи палеолита сохранились в некоторых пещерах гор Стара-Планина и Родопы, а следы культуры эпох палеолита и неолита сохранились на побережве Черного моря от мыса Калиакра на севере, до г. Ахтопол на юге. Большинство находок указывает на высокий уровень обработки первичных материалов: глины, каолина, камня, дерева, бронзы и железа. Крайне интересными и уникальными являются находки остатков глиняной посуды и других предметов домашнего обихода периода от эпохи неолита до ранней бронзы, в районе г. Нова-Загора. Не случайно Карановский курган, в котором обнаружено семь последовательных археологических культурных пластов, называют "Ноевым ковчегом" европейской цивилизации. В нем открыты намеки на основные стили будущей средиземноморской архаики, которые с развитием рыночных отношений стали эталоном для всего Древнего мира. Хотницкий клад, обнаруженный среди остатков жилища эпохи позднего энеолита (II половина V тысячелетия до Р. Х.), и безусловно находки из Варненского некрополя (поздний энеолит) являются бесспорным доказательствам существования развитой древней цивилизации на территории Юго-Восточной Европы. Впечатляющими являются также долмены (VIII - VI в. до Р. Х.) в горах Восточные Родопы, Странджа и Сакар, которые дают представление о строительных методах древних фракийцев в эпоху раннего железа.
   Фракийская культура на болгарских землях представлена исключительно ценными образцами прикладного искусства. Древние фракийцы достигали непревзойденного мастерства в обработке металлов любого происхождения. Смешивание разнородных металлов при создании одного сосуда, филигранность выделки не могли не вызвать изумления и восторга у исследователей и ценителей старины от Нью-Йорка до Токио. Самыми известными являются Панагюрский золотой и Рогозенский серебряный клады, а также Вылчетрынский клад и крылатый пегас из Свештари и погребальная утварь из фракийских гробниц. Сами гробницы, несмотря на большое эллинское влияние, также являются свидетельством архитектурных пристрастий фракийцев, их эстетических и религиозных воззрений в эпоху архаики и в аттический период. Особенно впечатляют летящие колесницы из Казанлыкской гробницы и кариатиды из гробницы в Свештари.  Было изучено около сотни курганов, обнаружено свыше 30 архитектурных сооружений, свыше 5 тысяч предметов большой научной, художественной и музейной ценности. Интересные исследования в области науки о древних фракийцах принадлежат ученым Александру Фолу, Богдану Богданову, Ивану Маразову. Уже создана огромная по объему литература, посвященная вопросу фракийской древности и эллинизма на Балканах. Согласно Геродоту, фракийцы были вторым по численности и развитию культуры племенем в мире после индусов.

Сохранились, были обнаружены и реставрированы целые городские комплексы: Августа Траяна, Тримонциум, Никополис-ад-Иструм, Пауталия, Акре, Месемврия, Аполлония и ряд других. Музеи Болгарии в изобилии хранят бытовые, культовые и военные экспонаты, статуи, надгробные стелы и памятники, маски, мозаики и небольшие статуэтки древних божеств, покровителей дома, героев и богов служат украшением музейных экспозиций. Только в подземном слое под столицей Болгария Софией обнаружено свыше 15 гектаров с сохранившимися остатками древней Сердики. В ходе каждого нового строительства в самом центре Софии археологи обнаруживают все новые слои культурных пластов эпохи античности.

Многие ученые считали, что культура в центре Балкан являлась вторичной по отношению к древнегреческой культуре. Сохранившиеся памятники являются свидетельством синтеза фракийской эстетики с привнесенной извне. Археологические находки все убедительнее доказывают полную автономность древнефракийской культуры эпохи процветания черноморских городов-полисов (V в. до Р. Х.). Одна треть богов древнегреческого и древнеримского пантеона была заимствована у древних фракийцев - Дионис, Арес (Марс), Загрей, Зевс (Юпитер), Бендида, Гера (Юнона) и др. Древние фракийцы не только обогатили своими богами и героями греческую и римскую мифологии, они дали миру мистерии, фундаментальные культы и часть системы праздников Средиземноморья и Черноморья, которые в том или ином виде существует и поныне. Представляют интерес сохранившиеся амфитеатры и термы, наиболее впечатляющие из них находятся в Пловдиве, Софии и Варне.  

Слияние и перекочевывание славян и древних болгар и образование болгарского государства породили новые тенденции в культурном календаре страны. Письменность претерпела изменения под влиянием привнесенной древними болгарами тамговой знаковой системы. Буквы древнегреческого письма применялись редко - в основном в двуязычных текстах хроник, а также в текстах, касающихся войн между Восточной Римской империей (Византией) и Болгарией. Расшифровать эти памятники письменности можно лишь частично по причине отсутствия необходимого лексического материала и билингв, а также из за бессистемности самих записей. Большинство изображений по существу петрографичны - т. е. сохранены на камнях. Часть знаков обнаружены на днищах керамической посуды, на терракотовых покрытиях, некоторые сохранились на папирусах и пергаментах из Византии, на арабских свитках, на культовой утвари и боевом снаряжении. Значительный материал обнаружен на месте капищ (культовых и храмовых сооружений древних болгар), в календарных преданиях, песнях и обычаях той эпохи.

Особый интерес представляют золотые и бронзовые находки тех времен: клад из Надь Сент-Миклош, перстни болгарских владетелей (боилов, багаинов и багатур), предметы из захоронений знатных полководцев и канов, меч кана Кубрата, золотая утварь из его захоронения и другие находки. Тот факт, что именно на Балканах сохранилось название Болгария, говорит о том, что этнос, явившийся из центральных азиатских степей, был сильным и культурно идентифицированным. Остатков славянской культуры сохранилось очень мало, поскольку она обслуживала более поздние родообщинные, этнические группы. Сведения о ней имеются в византийских хрониках и кириллических надписях более позднего периода.

Началом нового периода культурной истории Болгарии стало принятие христианства. Наряду с дохристианскими находками из древней столицы Плиска и Мадарским всадником (самый большой древний барельеф в Европе), представляют интерес остатки древних церквей и других сооружений в городе Велики Преслав, во многих городах, расположенных на Черноморском побережье и во внутренних регионах страны. Девятый век, получивший название "Золотого века" болгарской культуры, считается периодом зарождения болгарской литературы. Тогда, наряду с переводами основных христианских книг, было создано множество похвальных слов, молитв и песнопений.
Символичными для национальной культуры являются имена писателя и богослова Черноризца Храбра (некоторые ученые считают, что под этим именем скрывался царь Симеон I), Йоанна Кукузеля Ангелогласного - певца и автора множества прекрасных песнопений, св. Климента Охридского, именем которого назван старейший университет Европы в Софии, Саввы, Наума, Горазда и Ангелария - учеников свв. Кирилла и Мефодия, которые были причислены православной церковью к лику святых за их духовные подвиги. Участие ряда новых этнических групп в образовании болгарской нации придает богатый колорит ее культуре. Сохранилось много праздников, обычаев, песен, волшебных сказок, пословиц и загадок, которые зародили неповторимую, уникальную линию развития в культуре Болгарии и Европы.
Интересны раннехристианские монастыри, самым замечательным из которых является Рильский монастырь, основанный в Х в. - твердыня болгарского духа и книжности. Великолепны фрески церквей и монастырей того времени. Боянскую церковь, которая находится в пригороде Софии, сравнивают с шедеврами Ренессанса, несмотря на то, что она была создана за полтора века до них. Монастыри последователей исихазма (учение православного монашества о безмолвии) возле Иваново, Аладжа монастырь и Бачковский монастырь поражают мастерством строителей, художников и резчиков по дереву, великолепным использованием природных условий при выборе местоположения. Особенно величественным является исторический комплекс древней столицы Велико Тырново. Холм Царевец поражает своим удивительным градостроительным планом, остатками стен, башен, сооружений быта, своими церквами. Расположенные поблизости церкви и монастыри, комплекс зданий в селе Арбанаси впечатляют своей уникальностью и свидетельствуют о размахе и величии дел болгарских владетелей, о высоком уровне их культуры и мышления. Представляют интерес диаболические, театральные, танцевальные и богомильские сцены, изображенные на фресках болгарских церквей и монастырей. Изображаемые как ересь, эти рисунки - живое свидетельство болгарской культурной истории, неписаный учебник "обратной стороны медали" православия.

Впечатляет уровень литературы этого периода. Вошли в историю имена Пресвитера Козьмы и Патриарха Евфимия - духовных и литературных предводителей болгар. Сохранилось множество песнопений того времени, записанных невменными знаками (безлинейное нотное письмо), которые ныне составляют часть репертуара церковных хоров, прославивших Болгарию на весь мир. Старинные маргиналии (пометки на полях старопечатных книг) и списки Евангелий также служат украшением многих музеев мира. Самое известное из них - Лондонское четвероевангелие царя Ивана Александра - великолепной каллиграфией, красотой заглавных букв, изгибами линий, стилизацией узоров и рисунков соперничают с лучшими мировыми образцами.

После того как Болгария очутилась под властью Османской империи, культура страны пришла в упадок. Началось усиленное строительство мечетей и зданий в восточном стиле, часть которых сохранилась до сих пор. В первые десятилетия чужеземного владычества было запрещено строить православные храмы. Позднее было разрешено строительство церквей, вкопанных в землю, чтобы они были не выше турецкого спахии, сидящего верхом на лошади. Каллиграфическое и маргинальное искусство продолжало развиваться только в монастырях, куда не проникло око завоевателей. Списков было очень мало, в особенности, в первые два века. Строительство новых монастырей началось только в XVII - XVIII в. по специальному разрешению Высокой порты. Стали обособляться школы иконописи, искусства резного украшения алтарей, созидания церквей и монастырей. За рамками канона автокефальной болгарской церкви находился канон греческого православия, который требовал в духе позволения султана, чтобы все надписи на иконах и церковное богослужение были на греческом языке. Борьба за церковную независимость длилась больше века и завершилась завоеванием полной независимости болгарской церкви. Это привело к новому подъему в развитии школ иконописи и резьбы по дереву, самыми известными из которых стали - Тревненская, Дебырская и Банская школы.
От периода византийского владычества XI - XII в. остались строения романского стиля, в основном это здания православных храмов. Преобразованные, заново расписанные, эти храмы функционируют и поныне. Культура болгарского царства после Освобождения от византийского владычества поражает своим богатством и уникальной идентичностью. Крепостные стены городов Видин, Червен, Берое, Средец, Асеновград, Белоградчик и других средневековых городов сохранились поныне, их используют при съемках исторических фильмов. Их изучают учащиеся школ, студенты, археологи, градостроители. Строения впечатляют не столько своими масштабами, сколько исключительным мастерством зодчих и стратегическим вписыванием в ландшафт.

Имя Захария Зографа известно каждому болгарину, его учениками был создан новый стиль в иконописи. С церковных икон смотрят лучезарные лица обыкновенных болгар, ктиторов и богатых меценатов. Были воскрешены забытые запрещаемые календарные и церковные праздники, достиг расцвета болгарский обрядный и праздничный фольклор. Слагались песни о героях, борца за освобождение - гайдуках, о труде, о любви, о ратных подвигах, о природе и о Боге. Болгария вступила в эпоху своего Возрождения. Именно тогда увидела свет "История Славяноболгарская" Паисия Хилендарского, взывавшая к исторической памяти болгарина, его национальному самосознанию, гордости, к его духу свободолюбия. Эта небольшая книга в многочисленных списках сделала больше, чем могли бы сделать десятки безуспешных восстаний. До этой книги были известны книги по истории болгарского народа таких авторов как Блазиус Клейнер и Райно Попович, но они были известны только немногим образованным людям и в изложении событий были крайне избирательными. Одним из переписчиков "Истории Славяноболгарской" был Софроний Врачанский, сам писатель и видный духовный деятель.

Отличалась большим своеобразием болгарская архитектура эпохи Национального Возрождения. Поныне сохранилось множество городских кварталов и целых селений, созданных замечательными мастерами зодчества той эпохи. Типичные мощеные камнем улочки, сбегающие по склонам, эркеры на фасадах домов, небольшие окна, цветные стилизованные фигуры на глухих станах, яркая окраска зданий, примкнувших одно к другому - таковы основные черты зодчества того времени. Интерьеры домов поражают теплотой и уютом решений. Земляные пол, маленькие приземистые очаги, резные потолки, низкие двери, деревянные лавки и стен эмблематичны для архитектурного стиля, получившего название "а-ля франга".

Такими городами и селениями являются Копривштица, Тырново, Пловдив, Широка Лыка, Трявна, Габрово, Елена, Котел, Боженцы, Мелник и ряд других населенных пунктов. Эти места любят посещать художники, поэты и музыканты, туда приезжают многочисленные туристы пяти континентов. Особый интерес представляют сохранившиеся старинные ремесла, нагляднее всего представленные в музее художественных ремесел на открытом воздухе Етыр неподалеку от города Габрово, а также в городах Добрич, Пловдив, Трявна и др. Строительство оригинальных по замыслу зданий и мостов придавало городам эпохи Национального Возрождения неповторимый облик. Всепризнанным мастером зодчества той эпохи был Никола Фичев (его еще называли на итальянский манер Никола Фичето), сотворивший для будущих поколений исключительные памятники зодчества - церкви и колокольни, уникальные мосты, здания, чешмы (каптированные источники). Крепла новая болгарская литература. Наряду с так называемой "учительской" поэзией и дидактической прозой зарождалась драматургия, выпускались первые болгарские печатные книги и периодика. Следует назвать Добри Чинтулова, Петко Славейкова*, Любена Каравелова и Георгия Раковского - мастеров поэмы и прозы, Васила Друмева, Крыстьо Пишурки и Добри Войникова - создателей драматических произведений и ряд других деятелей. Гений Христо Ботева явился следствием долгого процесса созревания болгарской интеллигенции того времени. Проба пера была присуща и "апостолу свободы" Василу Левскому, который, кроме произведений эпистолярного жанра, оставил потомкам автобиографическую поэму, интересную своей откровенностью и народностью стиля.

Болгарские поэты оказывались жертвами жестокой и ранней смерти: Христо Ботев (мятежник и народный поэт XIX века), Димчо Дебельянов (лирический поэт, убит в Первой Мировой войне), Гео Милев (поэт пост-Первой Мировой войны, похищен, и убит полицейскими). Крупнейшим прозаиком и поэтом конца XIX — начала XX в. был Иван Вазов (1850 - 1921). Его роман-эпопея «Под игом» переведен на многие языки. Широко известно имя писателя-сатирика Алеко Константинова (1863 — 1897). Популярность книги этого автора «Бай Ганю» в Болгарии можно сравнить с популярностью у нас в стране романов Ильфа и Петрова.

*Славейков Петко Рачев (17.11.1827, по другим данным, 1828, Велико-Тырново, - 1.7.1895, София), болгарский поэт, просветитель, общественный деятель. По окончании церковной школы был учителем. Как редактор газеты "Гайда" (1863-67) и "Македония" (1866-72) выступал за национальную независимость, демократизацию общественной жизни, развитие просвещения. Содействовал укреплению русско-болгарских связей. После освобождения Болгарии от турецкого ига (1878) - член Тырновского учредительного собрания 1879, депутат Народный собрания (в 1880 его председателей). Один из основателей и лидеров Либеральной партии. Один из основоположников новой болгарской литературы. Сборники "Пёстрый букет", "Песенник" и "Басенник" (все - 1852, Бухарест) содержат оригинальные стихи и переводы. Интимной лирике и патриотической поэзии С. (сборник "Песни и стихотворения", 1879; поэма "Источник Болоногой", 1873) присущи национальный колорит, реалистичность. Подготовил полное собрание болгарских пословиц и поговорок (1889-97). Переводчик с русского, греческого, турецкого, сербохорватского языков.

Это - далеко не полный обзор истории болгарской культуры. Мы будем стараться постоянно искать и представлять вам новые публикации и иллюстрации о культуре Болгарии, ждать от вас ваших наблюдений, зарисовок и впечатлений.

 

По материалам: www.findbg.ru

Главная
Проект "Болгария для Всех", 2006 Всe содержание и графика данного сайта защищены российским законодательством о защите авторских прав и международными соглашениями. Любое копирование авторских текстов запрещено. Пожалуйста, получите у нас соответствующее разрешение на публикацию. Категорически запрещено копировать html-код данного сайта, а также брать его за основу и переделывать для своих целей. Дизайн, программные решения и код также защищены авторским правом.Проект разработан и поддерживается студией 'PRO-IT'

Counters